Организация интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста средствами шахматной игрыАвтор: Гаврюченкова Ангелина Олеговна ВУЗ: РГСУ, факультет социальной работы, кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью Аннотация. Внимание автора нацелено на интеллектуальное развитие старших дошкольников средствами шахматной игры. Исследователями в настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображения, памяти, так же данная игра учит логически рассуждать и принимать самостоятельные решения. Ключевые слова:, интеллект, логическое мышление, игра в шахматы, старшие дошкольники, средства шахматной игры, методика Одной из приоритетных целей современного образования является воспитание и обучение, которое основано на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка. Актуальность обусловлена тем, что в современном и быстроразвивающемся мире человек с рождения должен идти в ногу с ним, как важно с малых лет развивать интеллектуальные способности детей, как изучение шахматной дисциплины в дошкольном возрасте влияет на дальнейшее развитие детей, как помогает в дальнейшей жизни четко, быстро и правильно принимать решения в ситуациях различного характера. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, что готовит их к школьному обучению и к жизни в целом. Уже доказано опытным путём, что в игре в шахматы содержатся огромные возможности для интеллектуального развития детей, начиная с раннего возраста. Но, к сожалению, на практике используется лишь незначительная часть таких возможностей. Итак, интеллектуальное развитие - это и уровень, и процесс познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: способностях, познавательных процессах, знаниях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на дошкольника среды и обстоятельств жизни. Значение присуще и наследственному фонду задатков. Но в интеллектуальном развитии определяющая, ведущая роль отводится систематическому интеллектуальному воспитанию. Как указывают Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., оно включает целенаправленное педагогическое воздействие, организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы познавательных способностей. Психологи придерживаются мнения, что интеллектуальное развитие представляет собой непрерывный динамический процесс, который протекает в деятельности. В соответствии с этим определяется значимость включения ребёнка в активную, разнообразную, прежде всего, в ведущую деятельность. Таким видом деятельности может являться игра в шахматы. Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества так возросла, что ее стали считать одним из феноменов современной цивилизации. В возрасте 5- 6 лет, дошкольники отличаются довольно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления. Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников довольно важный факт. Повышаются требования, предъявляемые к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Н.С. Лейтес указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности» . Если педагог решил познакомить дошкольника 5—6 лет с азами шахмат, необходимо помнить, что этому возрасту свойственно: - преобладание игры как ведущего вида деятельности, - стремление добиться конечного результата, а не понять, как этот результат достигается, - образный характер познавательных интересов, преобладание образного мышления над отвлеченными рассуждениями - повышенная эмоциональность, страстное желание успеха и боязнь неудачи. Дополнительная образовательная программа «Шахматы в детском саду» для детей 5-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Цели программы: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредствам игры в шахматы. Задачи программы: - обучать правилам игры в шахматы; - формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы; - содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики; - формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность воспитанников; - создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных и социальных компетенций воспитанников. Поскольку шахматы – это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что, учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и каждому.
<<< Вернуться в каталог статей
|